Ни для кого не секрет, что игра в начальной школе является одним из эффективных методов организации познавательной деятельности. За счёт особых механизмов погружения и действия в воображаемой ситуации, игра побуждает детей открывать смыслы и способы управления своей жизнью.
Для формирования финансовой грамотности у детей, которые не распоряжаются финансами семьи в реальной жизни, важно погружать их в имитационные ситуации управления деньгами. Именно поэтому имитационная игра является наиболее эффективной на занятиях по финансовой грамотности.
Имитационную игру можно назвать разновидностью деловой игры. С одной стороны, такая игра моделирует реальный процесс, а с другой позволяет путём проб и ошибок открыть новый способ действия, «прожив» его. Уровень сложности и длительность имитационной игры зависит от возможностей игроков. Для младших школьников целесообразно включать в занятия по финансовой грамотности имитационные игровые ситуации – мини-игры.
Как организовать имитационную игру по финансовой грамотности в начальной школе
Имитационная игра предусматривает ряд обязательных этапов.
Первый этап: введение в игру.
Введение в игру может происходить разными способами: при помощи вводной беседы или создания проблемной ситуации. И вводная беседа, и проблемная ситуация задаёт общий контекст игры. Примерные вопросы и установки Педагога: Представьте, что вы семья Ивановых. Летом вы решили отдохнуть на море. Где взять деньги на поездку? Найдите самый разумный способ. Или: Вы – продавцы и покупатели. Продавцам надо продать свой товар, а покупателям выбрать самый полезный товар.
Второй этап: распределение на группы.
Распределение на группы может происходить по желанию, при помощи жеребьёвки, викторины (например, кто правильно ответил на все вопросы – продавцы, остальные покупатели), по указанию Педагога или другим способом, принятым в классе. Количество человек зависит от ситуации, но, если игра осуществляется в малых группах, то оптимальным считается 4 – 6 человек.
Третий этап: погружение в игру и изучение ситуации.
На данном этапе происходит распределение ролей (например, мама, папа, бабушка, дедушка, ребёнок и др.), уточнение позиций (каковы возможности игрового персонажа в заданной ситуации), а также получение дополнительной информации (например, каковы доходы и расходы семьи, цены на необходимые товары и услуги и др.). Педагог выступает в позиции консультанта, отвечая на содержательные и организационные вопросы, корректируя дисциплину.
Четвёртый этап: игровой процесс.
На данном этапе игроки решают игровую задачу, выдвигая альтернативные способы решения проблемы, обсуждая их, готовя общий продукт или решение. Игровой процесс можно организовать с использованием методов мозгового штурма, разыгрывания ролей или с использованием игрового проектирования.
Пятый этап: подведение итогов и получение обратной связи.
Подведение итогов игры может происходить в форме беседы или межгрупповой дискуссии. На данном этапе каждая группа представляет результаты своей работы (например, схема накопления денег на поездку, бюджет какого-либо мероприятия и др.), происходит их обсуждение и оценка.
Возможные вопросы Педагога:
- Соответствует ли найденное решение цели?
- Является ли найденный способ самым экономным (разумным, рациональным)?
- Реально ли найденное решение?
- Каковы плюсы и минусы найденного решения?
Педагогу важно наблюдать за высказываниями детей, отмечая глубину понимания изучаемой проблемы.
Чтобы провести имитационную игру, Педагогу надо разработать сценарий. Возможный подход к проектированию имитационной игры представлен в таблице 1.
Таблица 1 Схема проектирования имитационной игры
Название игры: |
||
Цель игры: |
||
Планируемый результат (1 – 2 результата): |
||
Игровые действия |
||
Этап игры |
Действия, установки и вопросы Педагога |
Действия, возможные |
Введение в игру |
|
|
Распределение на группы |
|
|
Погружение в игру и изучение ситуации |
|
|
Игровой процесс |
|
|
Подведение итогов и обратная связь |
|
|
Какие имитационные игровые ситуации можно создать для младших школьников на занятиях по финансовой грамотности
Компетенции младших школьников* |
Описание игровой ситуации |
Возможный игровой «продукт» |
Различать виды денег (наличные, безналичные) |
Представьте, что вы собираетесь совершить покупку в интернет-магазине. Выполните все необходимые действия |
Алгоритм осуществления безналичных платежей |
Различать виды денежных поступлений (доходов) |
Представьте, что вы проводите социологический опрос на тему «Как в семье появляются деньги?». Придумайте вопросы для проведения опроса и опросите взрослых |
Структура доходов семьи (в форме схемы, таблицы, диаграммы, презентации) |
Аргументированно обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета |
Представьте, что в вашей семье 5 человек. Папа работает водителем грузовика, мама – учительница в школе, бабушка и дедушка – пенсионеры, сын учится в первом классе. Узнайте суммы зарплат и пенсий в вашем регионе и определите, сможет ли ваша семья купить игровой ноутбук для сына стоимостью 50 тысяч рублей, если на расходы семья тратит каждый месяц 60 тысяч рублей |
Схема накопления денег |
Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета |
Представьте, что вы – члены одной семьи. В вашей семье четыре человека: папа работает стоматологом, мама – водителем трамвая, старший сын ходит в 5 класс, младшему исполняется шесть лет. Вы планируете празднование дня рождения шестилетнего сына. Узнайте, где он хотел бы отпраздновать день рождения, скольких друзей планирует пригласить, какие подарки хочет получить, выясните стоимость этих расходов в вашем регионе и примите решение о возможности или невозможности удовлетворить его желание. При этом не забудьте посчитать доходы и обязательные ежемесячные расходы вашей семьи. Информацию о заработной плате и стоимость товаров и услуг в вашем регионе узнайте у взрослых или в интернете. |
Бюджет дня рождения ребёнка |
Замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений |
Представьте, что вы члены одной семьи и хотите летом поехать к морю. На поездку надо 150 тысяч рублей. Семья в месяц может откладывать только 10 тысяч рублей, а времени до поездки осталось 10 месяцев. Найдите способы сокращения расходов и увеличения сбережений для получения недостающей суммы. |
|
* В соответствии с Системой (рамкой) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста.